18.02.2022
Функциональная грамотность школьников как
актуальный результат образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые
употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в
Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для
использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность
человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому
для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в
чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в
вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение
их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе
изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для
саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности
школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений
учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического
сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был
осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности
школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной
грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей
по формированию и оценке функциональной грамотности:
- Развитие функциональной грамотности
школьников
- Компетенции 4К — формирование и
оценка на уроке
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и
методических материалов для педагогов
- Уроки формирования функциональной
грамотности (по ФГОС общего образования)
- Что значит Быть грамотным -
методические рекомендации для детей и родителей
- Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.02.2022
Дата обновления: 18.02.2022
Дата публикации: 18.02.2022